Отрасль отечественного здравоохранения не успевает восстанавливаться после череды кризисов: пандемия коронавируса, теперь специальная военная операция. Но самым сокрушительным и болезненным ударом для медицины стала ее реформа. Плоды начавшаяся в 2010 году безграмотная оптимизация учреждений приносит до сих пор. К неутешительному диагнозу – сокращение материально-технической базы – добавилась хроническая нехватка кадров. Диагностировать клиническую картину, а значит сделать первый шаг к лечению болезни, однако не удается чиновникам профильного министерства.
Руководители ведомства гордо рапортуют о достижении целевых показателей национального проекта «Здравоохранение», тогда как в реальности людей негде, нечем и некому лечить. Так, согласно открытым данным на доковидный 2020 год, число квалифицированных медицинских работников составляло порядка 300 тысяч человек. В 2013 году эта цифра была больше почти в два с половиной раза. В средствах массовой информации то и дело вспыхивают скандалы из-за закрытия больниц и поликлиник, отсутствия кадров и современного оборудования. Особенно эта проблема актуальна для небольших населенных пунктов. А даже если врачи на местах имеются, уровень их профессионализма, зачастую, крайне низкий.
Оказалось, что не ждут от будущих медработников много еще на этапе поступления в ВУЗ. Минимальный порог, необходимый для попадания в программу целевого обучения, – троечный. Абитуриенту прошлого года, в частности, достаточно было набрать менее 70 баллов. Откуда же тогда берутся радующие глаз цифры в отчетах Минздрава? Неужели Михаил Мурашко и его подчиненные обманывают руководство страны, рассказывая о почти стопроцентном освоении бюджетных денег, выделенных на обеспечение учреждений кадрами, оборудованием? Конечно, нет. Просто высокопоставленные сотрудники ведомства с ловкостью опытного картежника меняют значения установленного плана.
Манипуляции профильного министерства с данными обнаружили журналисты, сравнившие целевые показатели по ряду направлений в разное время. Чиновники, например, скорректировали допустимый порог смертности от болезней системы кровообращения в 2020 году. Пространство для маневров было оставлено на будущие вплоть до 2024-го годы. Что не получилось исправить, просто исчезло из открытого доступа. Так, в частности, пропали сведения о динамике смертей от инсультов. На фоне всего этого безобразия продолжаются чистки, которые правоохранители проводят в региональных ведомствах. По итогам минувшего года ряды глав профильных областных министерств покинули более двух десятков человек. Многие из них сменили презентабельные кабинеты на шконку в камере.